verevkin: (Default)
[personal profile] verevkin
Привел эти цитаты в комментариях к посту [livejournal.com profile] rusl как ответ на вопрос, откуда происходит антисемитизм, скопирую и сюда. Для меня антисемитизм - это моральный тест, лакмусовая бумажка. В общем, как и антивсе остальное. Хотя, беззащитность евреев делает антисемитизм тестом высшей пробы, может в этом и проявляется их богоизбранность. В этом же сходятся потомок ссыльного участника польского восстания Шостакович и христианин Горенштейн. Кстати, роман последнего "Псалом" очень рекомендую, в середине восьмидесятых я слышал его по радио "Свобода", это произвело на меня сильное впечатление. Потом уже в Израиле спустя десять лет и через призму совершенно других ценностей прочитал эту книгу, а впечатление все равно сильное.

"Многие мои произведения отражают влияние еврейской музыки. Это не чисто музыкальный вопрос, но и моральный. Я часто проверяю людей по их отношению к евреям ... Для меня евреи стали символом. В них сконцентрировалась вся человеческая беззащитность. После войны я обещал это отразить в моих произведениях. Это было скверное время для евреев. Впрочем, для них всегда было скверное время ... Надо неусыпно обращать внимание на опасность антисемитизма. Бацилла еще слишком живуча. Никто не знает, умрет ли она когда-нибудь."
Дмитрий Шостакович

"Евреи как люди так же дурны, как все иное человечество. Но как историческое образование, как библейское явление это народ близкий Богу, а человек по сути своей ненавидит Бога, поэтому он ненавидит и евреев, и поэтому многие евреи как люди ненавидят себя и свою библейскую судьбу. Это так важно, что хочется повторить еще раз несколько иными словами. Конечно, еврей как человек так же дурен, как и все люди, но еврей как еврей есть, согласно Библии, часть народа Божия, а поскольку человек Бога и чтоб верить в Бога, ему надо преодолеть свою, проклятую Богом, человеческую природу и лишь немногим это удается, то его ненависть к еврею вполне естественна".
Фридрих Горенштейн, роман "Псалом"

Date: 2006-01-16 11:47 pm (UTC)
From: [identity profile] nichkin.livejournal.com
как любящая евреев нерелигиозная гойка - не согласна
все, мне кажется, грубей и проще

Date: 2006-01-17 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] verevkin.livejournal.com
Проще в сути явления? А какие мысли по поводу "теста на порядочность"?

Date: 2006-01-17 12:29 am (UTC)
From: [identity profile] nichkin.livejournal.com
Я считаю, что неприязнь к группе лиц по национальному признаку - признак малокультурности. Однако и малокультурный человек может быть порядочным и свою эту стыдную особенность не афишировать и во всяком случае никому из-за нее не вредить. А какая нация оказывается крайней у малокультурных националистов - неважно. Я не думаю, что евреи в этом смысле уникальны. Тест на порядочность - отношение к тем, кто волей судеб уязвимее тебя. А еврей это или башкир или калмык - неважно.
Националист - тот, у кого не хватает великодушия на патриотизм.

Date: 2006-01-17 12:43 am (UTC)
From: [identity profile] verevkin.livejournal.com
Среди простых людей, возможно, но Шафаревич или Солженицын достаточно культурны, чтобы не объяснять их мысли предрассудками.

Date: 2006-01-17 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] nichkin.livejournal.com
Вы полагаете?
В таком случае не мысли, но демонстрацию этих мыслей и шокирование публики можно объяснить желанием привлечь внимание и обрести популярность. Брр.
В общем, к обывательской малокультурности в ряде случаев прибавляются разного рода корыстные и политические цели - спекульнуть этой народной малокультурностью, например. Это мое мнение и я его разделяю.:)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Вереница русских писателей, о своем антисемитизме оставивших красочные рассуждения, этот тезис, увы, опровергает.
Хотя, конечно, тут возникает вопрос о том, что считать культурой. В Штатах, к примеру, понятие culture специфически обозначает лишь набор мировоззренческих, поведенческих и т.д. стереотипов и культов, общий для определенного социума. В "Сегуне", который я год назад прочла с огромным интересом, демонстрировалось столкновение двух образов жизни (японцев с пришлыми европейцами) и взаимный культурный шок: в базовое понятие культуры для японца входили гигиенические правила, а в базовое понятие для европейца - ценность индивидуальной жизни. К чему это я - ксенофобия малокультурности как малоразвитости явно не равна; она скорее есть отдушина для выплеска нерассуждающей энергии, накапливающегося негатива (антисемитизм, женоненавистничество, ненависть к собакам, к чему угодно, лишь бы были усиливающие резонанс сторонники и предмет).
From: [identity profile] nichkin.livejournal.com
По-Вашему, все писатели культурны? :):):)
Я не говорю о тех временах, когда политкорректность не существовала в природе. Я о теперешних временах.
Сейчас людей, которые делают из антисемитизма творческий манифест, не вызывают моего уважения, и на мой непросвещенный взгляд они - малокультурны в моем опять же понимании. Три больших ИМХО.
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
По-Вашему, все писатели культурны? :):):)

Гоголь, Чехов, Достоевский, Толстой, Солженицын - несомненно, или планку культуры надо относить из ареала развития личности и влияния на формирование культурного слоя общества в сторону всепрощения. Говорить, что писатели, слово которых культуру формировало - некультурны, есть парадокс из тех, которые признанием их парадоксальности лишаются смысла ;)
From: [identity profile] nichkin.livejournal.com
Не буду с Вами спорить. С одной стороны - Вы правы. А с другой - я по-прежнему публичное признание в агрессивной ксенофобии воспринимаю как нечто из одного ряда с нецензурной бранью или отрыжкой в общественном месте.
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
А я, пожалуй, как нечто из другого ряда :) - поскольку отрыжку прятать не научили родители, а ксенофобию человек в себе сам может развить.
(И мы можем на "ты", мы же вместе в строю "Дилетантов" воевали в Тель-Авивском ЧГК ;) ).
From: [identity profile] nichkin.livejournal.com
Хорошо, на ты.:)
Меня бабушка воспитывала, простая, хотя и не простецкая женщина; я у нее научилась говорить "позвОнишь". Одного замечания на первом занятии первого курса института от преподши-пуристки хватило, чтобы я больше никогда не путала ударений в этом слове. :)То же и с отрыжкой. Обучабельность - тоже признак культуры.
Я тебя зафренжу, оки?:)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Всегда пожалуйста :)
Я тебя тоже, если еще не.
From: [identity profile] verevkin.livejournal.com
Только со мной на "Вы" значит? :)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Это мне или Ничкин? :)
Я на ты, ты ж знаешь :)
From: [identity profile] betar.livejournal.com
Тут придется сейчaс oбрaтиться к религиoзным рaзнoчтениям.
И Гoгoль и Дoстoевский и дaже Сoлженицын питaли ненaвисть к евреям в свoем трaдициoннoм прaвoслaвии.
Им не нужны были ни Березoвские не Aбрaмoвичи чтoб евреев ненaвидеть. Им вooбще живые евреи для этoгo были не нужны.
Oбрaзa еврея-христoпрoдaвцa им былo впoлне дoстaтoчнo.

Тaк, я всегдa oтстaивaю пoзицию, чтo кoрни aнтисемитизмa лежaт вoвсе не в вoспитaнии, a в пoслaнии Пaвлa: "Ни Элинa ни Иудея нет вo Христе..."
Смысл пoслaния Пaвлa "К евреям", свoдится к тoму чтo в прoшлoм бoгoизбрaнный нaрoд oтныне прoклят Сoздaтелем, и дoлжен быть гoним oт дoмa к дoму.
И несмoтря нa тo, чтo дaже среди aпoстoлoв этoт текст вызвaл в свoе время легкoе недoумение, текст кoнoнизирoвaн и является христиaнским дoгмaтoм.
Тaк чтo ученым Зaкoну Бoжию и евреи-тo не сильнo нужны, чтoб нелюбить их и не принимaть.

Ещё oдним дoкaзaтельствoм тaкoгo пoдхoдa мoжет быть япoнский пример. В Япoнии врoжденнoгo aнтисемитизмa нет. И сaмo явление япoнцaм не сoвсем пoнятнo.
Впoлне мoжет быть и пoтoму, чтo в эпoху aктивнoгo миссиoнерствa Римa и Визaнтии япoнские сaмурaи прoчнo oхрaняли грaницы oстрoвoв oт лoвцoв зaблудших душ.

Сoвременный же зaпaдный мир, с егo якoбы oтсутствующим aнтисемитизмoм – этo выдумкa. Aнтисемитизм есть. Егo прoстo нaучились кoнтрoлирoвaть и укрoщaть. Нo время oт времени oн вылaзит тaм где егo никтo не ждет. Кaкoй-нибудь Мэл Гибсoн вoзьмет дa и ляпнет чтo Aлaн Гринспен – этo жид кoтoрый oт имени всемирнoгo еврейскoгo зaгoвoрa зaхвaтил все aмерикaнские финaнсы.

Лучший пример тoгo чтo я тaк плoхo пытaюсь сфoрмулирoвaть, этo выступление кaкoй-тo гoлливудскoй селебрети, кoтoрaя недaвнo скaзaлa: "Евреи рaспяли Христa, нo мы им этo прoстили".
Вoт этo сегoдняшнее aмерикaнскoе решение нa aнтисемитизм. Hac "прoстили" :(
From: [identity profile] verevkin.livejournal.com
Все это верно, но если бы это было единственной причиной, как объяснить антисемитизм атеистов - коммунистов и новых левых?
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Лучший пример тoгo чтo я тaк плoхo пытaюсь сфoрмулирoвaть, этo выступление кaкoй-тo гoлливудскoй селебрети, кoтoрaя недaвнo скaзaлa: "Евреи рaспяли Христa, нo мы им этo прoстили".
Вoт этo сегoдняшнее aмерикaнскoе решение нa aнтисемитизм. Hac "прoстили" :(

...Ну что говорить, когда они следом за Европой дали приз палестинскому фильму о террористах-смертниках. Я до сих пор, если честно, не могу сопоставить это у себя в голове с их антитеррористической паранойей после 9-11.
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Политкорректность же - термин (как из него прямо видно) политический, а не культурный, и появился из реальной необходимости избавить этнически пестрое общество от внутренней напряженности под девизом: "Живи и давай жить другим".
From: [identity profile] nichkin.livejournal.com
Ну, "политесом", положим, назывались правила поведения в обществе, так что корень слова еще не определяет весь его смысл. :).
Я думаю, что политкорректность - явление общественное, один компромисс из того большого ряда, который и отличает культурного человека от малокультурного. В СОВРЕМЕННОМ обществе, согласна.
Великие наши писатели формировали культуру, опять же согласна, но она формировалась не только ими, но и после них. Лет 100-150, не меньше.

вдогонку

Date: 2006-01-16 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] nichkin.livejournal.com
А это - http://www.livejournal.com/users/sashanep/141969.html?mode=reply&style=mine - у меня в ленте следом за Вашим постом... Парность явлений.

Re: вдогонку

Date: 2006-01-17 12:19 am (UTC)
From: [identity profile] verevkin.livejournal.com
Да, отношение многих израильтян к поселенцам - явление того же порядка.
From: [identity profile] verevkin.livejournal.com
Око за око, ссылка за ссылку :)
http://www.livejournal.com/users/rusl/128773.html?thread=975621#t975621

А Кира очень тонко написала, в этом ей не откажешь.
From: [identity profile] vodolejka.livejournal.com
Угу. Вечно актуальная тема.

Profile

verevkin: (Default)
verevkin

October 2016

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 29
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 13th, 2026 12:38 am
Powered by Dreamwidth Studios